Версаль, как местность, известен с XI века – тогда тут стоял маленькой замок, а позже вокруг него появилась малая деревня. Скоро была построена и церковь, и около Двести лет жизнь тут текла тихо и благополучно – по меркам Средневековья. Но обрушившаяся на Европу в XIV веке чума не пощадила и обитателей Версаля; позже началась грустно популярная Столетняя война, и к концу столетия в этой местности осталось всего около 100 человек.
Но время текло, и к середине XVI века повелитель Карл IX разрешил тогдашнему обладателю Версаля Четыре раза в год устраивать огромные ярмарки, а рыночный денек – каждый четверг, и население стало медлительно расти. Скоро в Версале опять сменился владелец – начались религиозные войны, и территория досталась барону де Рецу — практически задаром.
В XVII веке в Версальских лесах полюбил охотиться Людовик XIII, и он же повелел выстроить там новый замок — ему необходимо было кое-где отдыхать после охоты; позже он выкупил Версаль, и решил выстроить там ещё и дворец. И всё-таки до Людовика XIV, известного Короля-Солнце, Версаль оставался маленький французской деревней, в какой не происходило ничего такого особенного. Меньше чем за 10 лет тихое местечко перевоплотился в царскую резиденцию: строительство началось в 1673-м, а уже в 1682-м весь двор, по приказу Людовика XIV, был перемещён в Версаль, и заглавие когда-то малеханькой деревушки узнали во всём тогдашнем цивилизованном мире – в Рф в том числе.
В 1-ое десятилетие XVIII века в Версале жило уже около 30 000 человек, и местность эта становилась всё шикарнее – именитые Версальские сады стали известны далековато за пределами Европы.
Более 100 лет Версаль был фактической столицей Франции, и сейчас в Европе нет более значимого и потрясающего дворцово-паркового ансамбля. Задумав проект собственной пригородной резиденции, Людовик XIV, сначала, желал утвердить свою власть, и ему это отлично удалось: величие и сияние Версаля не перестают восхищать нас до сего времени. Тут трудилось огромное количество величавых мастеров: архитекторов, живописцев, архитекторов, мебельщиков, ювелиров, ткачей – имена неких из их известны, но, говоря о Версале, люди всегда вспоминают конкретно Короля-Солнце, смогшего проявить твёрдую волю и претворить в жизнь фактически все свои планы, хотя его приближённые были от этого не в экстазе.
Логично, что это было так: Людовик, запомнивший времена Фронды, вожделел абсолютной власти, и потому решил, что все его вельможи должны быть у него на очах – отлучиться из Версаля без ведома монарха было нельзя, тогда как в Париже каждый мог просто продвигать свои интриги, выйдя из Лувра на час-другой, и возвратившись незамеченным.
За строительством Версаля повелитель смотрел сам, и каждый конструктор либо управляющий был должен докладывать ему всё до мелочей – очень почти все в Версальском ансамбле было создано самим Людовиком.
По воле короля строения и парки расположили так, что создавалось воспоминание некоего управления силами природы и космоса: восход солнца освещал царскую спальню, а вечерком в садах можно было следить великолепно прекрасный закат – Версаль представлял собой Вселенную в миниатюре.
Людовик, но, показал себя достаточно мудрейшим в вопросах строительства и планирования: он считал, что не следует разрушать древние постройки, но всё время увеличивал прежний замок, и менял его стиль соответственно новенькому времени. В парках и садах строились новые строения, увеличивалось количество служебных зданий и дворов, расширялся главный корпус – архитекторы в Версале работали различные, но общий ансамбль выходил умопомрачительно слаженным и тонким.
Обрисовывать архитектуру и интерьер Версаля в недлинной статье никчемно, но можно упомянуть о неких произведениях искусства, собранных тут Людовиком XIV и его потомками.
К примеру, именитая Зеркальная галерея считается жемчужиной Версаля – её сделали конструктор Жюль Ардуэн-Мансар и известный придворный живописец Шарль Лебрен – в Версале собрано огромное количество его картин. Лебрен был основоположником французской Царской академии живописи, и обрёл славу и признание ещё при жизни. Самое необычное его произведение в Зеркальной галерее – это роспись потолочного плафона, на котором с исторической достоверностью изображены многие величавые деяния Короля-Солнце; на стенках же, в виде рельефов и медальонов, также показаны многие принципиальные действия, произошедшие во время его правления.
Не считая произведений французских живописцев, в Версале собрано огромное количество шедевров из различных государств Европы: Людовик обожал собирать редкости, и это было понятно всем – произведения искусства ему нередко даровали, стараясь заслужить его благоволение. К примеру, в салоне Геркулеса — наибольшем салоне Версаля, где проводились дипломатичные приёмы, находится полотно Веронезе «Ужин у Симона фарисея» — его передали королю венецианские послы, как подарок от Дожа. Картина просто громадна: практически 10 м в длину, и 4,5 м в высоту — она занимает всю стенку салона.
Для того, чтоб украсить Версаль шедеврами мирового искусства, Людовик также приглашал живописцев и архитекторов к собственному двору – некие из их даже устраивали нечто вроде соревнования, стараясь лучшим образом изобразить короля. Сейчас в Версале можно созидать мраморный бюст Людовика XIV работы Жана Варена – современники считали его величайшим архитектором и ассоциировали с древнегреческими мастерами.
Версаль был не только лишь истинной сокровищницей, да и культурно-развлекательным центром, как произнесли бы сейчас: там давались балы, шикарные обеды и ужины с концертами, балетом и фейерверками, и самые истинные театральные представления. Конкретно тут ставились 1-ые пьесы Мольера: Людовик был покровителем искусств, и сам отлично играл на нескольких музыкальных инструментах.
Спектакли устраивали и во дворце, и в садах, посреди прекрасных строений и статуй, у фонтанов и бассейнов – современников это восхищало. Лафонтен посвящал Версалю похвальные стихи, описывая головокружительные чудеса и декорации его садов и парков – всё это можно узреть и сейчас.
Версаль уже издавна стал музеем: это вышло в Одна тыща восемьсот один году, при Наполеоне Бонапарте, бывшем тогда первым консулом. К огорчению, во времена Величавой французской революции фактически вся мебель, сделанная величавыми мастерами и представлявшая собой истинные произведения искусства, была распродана, и теперешняя обстановка Версаля состоит из более поздних предметов. В те времена вообщем случилось так, что Версаль стал типичным центром революции: Генеральные штаты в Одна тыща семьсот восемьдесят девять году собирались конкретно тут, а осенью такого же года дворец был захвачен бушующей массой – последующие действия, очень грустные для французской монархии, известны всему миру.
Население Версаля после чего стало уменьшаться: за следующие 30 5 лет его численность снизилась практически в два раза. Не считая мебели, из дворца вынесли и другие ценности; к счастью, само здание и его отделка фактически не пострадали, так что после проведения восстановительных работ Версаль стремительно превратили в музей.
И в XIX, и в XX веке в Версале продолжали происходить принципиальные исторические действия. Прусская армия захватывала Версаль пару раз: два раза во время наполеоновских войн, и в один прекрасный момент во время войны 1870-71 гг., меж Францией и Пруссией – тогда прусский повелитель Вильгельм I даже сделал дворец собственной резиденцией, и объявил Германию империей, а себя – царем.
О Версальском договоре Одна тыща девятьсот девятнадцать года тоже можно прочесть в любом учебнике истории: он означал конец Первой мировой войны, и после чего международные дела должны были развиваться – и какое-то время развивались – мирным путём.
Пережил Версаль и гитлеровскую оккупацию, и бомбёжки: несколько сотен человек погибли, но дворец и сады остались в целости и сохранности, и к концу лета 1944-го французские войска освободили своё национальное богатство. Можно сказать, что к этому времени для обитателей многих государств Версаль вправду стал неотъемлемой частью французской цивилизации, как и Париж, и Эйфелева башня, и многие другие уникальные достопримечательности.
Сейчас Версаль является административным центром департамента, сделанного в Одна тыща девятьсот шестьдесят восемь году, и завлекает огромное количество туристов из всех государств мира. Естественно, в большинстве случаев посещают Версальский дворец и парки ценители искусства и культуры, историки и искусствоведы, да и обыкновенному человеку непременно стоит побывать тут, и ощутить, как это может быть, дух эры Людовика XIV, Короля-Солнце, смогшего бросить потомкам это необычное и уникальное произведение искусства.
Гатаулина Галина