Оригинал картинки взять с сайта arch-grafika.ru
Функция архитектуры – Зодчие
Функция архитектуры – Зодчие
Архитектор, анализирующий функциональные проблемы творчества, постоянно сопоставляет элементы по их размерам, иногда умозрительно, чаще с карандашом и масштабной линейкой в руках. Нередко он вырезает из бумаги квадраты и прямоугольники соответствующего размера и передвигает их по плоскости чертежного листа в поисках оптимального взаимоположения. Подобным образом выясняется композиционное значение функций.
Итак, исследование рода композиционного материала лежит в основе творческой работы архитектора над каждым заданием. В этом состоит первый функциональный фактор композиции. Он очень важен. Разве редко бывает, что, глядя на постройку, не догадываешься о том, какие функции, какие пространства скрыты в ее элементарном объеме? А там, оказывается, есть актовый зал, и столовая, и спортзал, и библиотека. Но все это никак не выражено в объемном построении, в архитектуре фасадов. Ведь и школьные здания – как правило – просто коробки. А как интересно можно сделать школу! Есть, например, такая школа в Пущино, под Москвой, с многоплановой композицией, с характерным силуэтом – красивое, романтичное сооружение. И конечно, учиться в такой школе, бывать в ней ежедневно – куда интересней. А откуда возникла такая форма школьного комплекса? Из анализа и компоновки функций. Из этого самого первого фактора.
Вместе с тем зодчему необходимо понять взаимозависимость функций, различить три их уровня – массовые, групповые и индивидуальные. Гут главенствуют функции, имеющие большую общественную значимость, привлекающие большие массы людей. Найти каждой функции должное положение в системе, выделить главное и второстепенное – это тоже творческая задача архитектора. В этом состоит второй функциональный композиционный фактор. И его значение немаловажно. Разве не случается так, что архитектор запрячет основное общественное содержание «в тылах» своей постройки, а внешний фронт композиции образует из рядового, невыразительного материала? Другой раз войдешь в здание и не сыщешь главного пространства, того, что должно быть ядром, стержнем объекта. А оно обнаруживается где-то за тремя поворотами коридоров. Взаимозависимость функций, подчинение второстепенного главному – важнейший композиционный принцип.
И еще одно важное положение – связи регулирующие движение человека в здании. Они должны быть ясными и краткими. Здесь мы встречаем разновеликие пространства и парадные лестницы – все это средства архитектурной композиции. В самом общем смысле связи могут быть представлены как композиционный каркас сооружения. Система связей – третий определяющий функциональный фактор. Между тем не так уж редко встречаются здания, в которых вообще не ориентируешься. А ведь композиция должна быть такой, чтобы сама способна была «вести» человека, сама указывала пути к цели движения.